История возникновения «Большого театра» в Москве?

История возникновения «Большого театра» в Москве?

  1. БОЛЬШОЙ ТЕАТР, Государственный академический Большой театр России, ведущий российский театр, сыгравший выдающуюся роль в формировании и развитии национальной традиции оперного и балетного искусства. Его возникновение связано с расцветом русской культуры во 2-ой половине 18 в. , с появлением и развитием профессионального театра. Создан в 1776 московским меценатом князем П. В. Урусовым и антрепренером М. Медоксом, получившими правительственную привилегию на развитие театрального дела. Труппа сформировалась на основе московской театральной труппы Н. Титова, артистов театра Московского университета и крепостных актеров П. Урусова. В 17781780-х спектакли давались в доме Р. И. Воронцова на Знаменке. В 1780 Медокс построил в Москве на углу Петровки, здание, которое стало именоваться Петровский театр. Это был первый постоянный профессиональный театр. Его репертуар составляли драматические, оперные и балетные спектакли. В оперных спектаклях принимали участие не только певцы, но и драматические актеры.

    В день открытия Петровского театра 30 декабря 1780 был показан балет-пантомима Волшебная лавка (пост. Я. Парадиз) . В то время в театре работали балетмейстеры Ф. и К. Морелли, П. Пенюччи, Д. Соломони, ставившие спектакли Торжество приятностей женского пола, Притворная смерть Арлекина, или Обманутый Панталоне, Медея и Язон, Туалет Венеры. Популярностью пользовались балеты с национальным колоритом: Деревенская простота, Цыганский балет, Взятие Очакова. Из танцовщиков труппы выделялись Г. Райков, А. Собакина. Балетная труппа пополнялась воспитанниками балетной школы московского Воспитательного дома (сущ. с 1773), и крепостными актерами труппы Е. А. Головкиной.

    Здесь же были поставлены первые русские оперы: Мельник колдун, обманщик и сват Соколовского (позже ред. Фомина) либретто Аблесимова, Несчастье от кареты Пашкевича, либр. Княжина, Санктпетербургский гостиный двор Матинского и др. Из 25 русских опер, написанных в 17721782, более трети были поставлены на московской сцене Петровского театра.

    В 1805 здание Петровского театра сгорело, и с 1806 труппа перешла в введение Дирекции императорских театров, играла в различных помещениях. Русский репертуар был ограничен, уступив место итальянским и французским спектаклям.

    В 1825 прологом Торжество муз, поставленным Ф. Гюллен-Сор, начались спектакли в новом здании Большого театра (архитектор О. Бове) . В 18301840-е в балете Большого театра определяющее влияние оказывали принципы романтизма. Танцовщики этого направления Е. Санковская, И. Никитин. Большое значение для формирования национальных принципов сценического искусства имели постановки опер Жизнь за царя (1842) и Руслан и Людмила (1843) М. И. Глинки.

    В 1853 пожар уничтожил все внутреннее помещение Большого театра. Здание было восстановлено в 1856 архитектором А. К. Кавосом. В 1860-е Дирекция отдает Большой театр в аренду итальянскому антрепренеру Мерелли на 45 спектаклей в неделю: идет иностранный репертуар.

    Продолжение в ссылочке

    http://irishkc.narod.ru/photo10.jpg

  2. Начало существованию Большого театра положила московская театральная труппа, выбранная князем Урусовым для создания оного и затем перешедшая к английскому предпринимателю Медоксу.
    Пока не было построено специальное здание для нового театра, спектакли шли в доме князя Воронцова на Знаменке.
    Костяк труппы составляли артисты университетского театра, Воспитательного дома и театра, принадлежавшего ранее полковнику Титову, и крепостные артисты. Они играли в драматических представлениях и пели в операх, ибо разделения труда еще не существовало.
    Звездами труппы были московские знаменитости: Надежда и Иван Калиграф, Андрей Ожогин, Василий Померанцев и только входившие в славу Мария Синявская, Петр Плавильщиков, Сила Сандунов и Яков Шушерин. Показывали «Дмитрия Самозванца» Сумарокова, «важное сочинение г. Вольтера «Магомед», «Гонимых» Хераскова.
    Но самое важное — в Знаменском театре получила начало русская опера. Там ставили «Перерождение», целиком построенное на мелодиях народных песен. С успехом представляли сочинение Аблесимова и Соколовского «Мельник — колдун, обманщик и сват». В «Драматическом словаре» по этому поводу написано: «Сия пьеса не столько возбудила внимания от публики, что много раз сряду была сыграна, и завсегда театр наполнялся.. . Кратко сказать, что едва ли не первая русская опера имела столько восхитивших спектаторов и плескания».
    Позже, после пожара Знаменского театра, в 1780 году Медоке открыл на основе своей антрепризы Петровский театр — на месте современного Большого театра. Из чего же складывался репертуар нового старого театра? С 1782-го по 1805 год в нем были поставлены 108 опер, 121 балет, 148 комедий и 75 драм, мелодрам и трагедий. Цифры внушительны. Ежевечерне представлялись две вещи — большая и короткая, а главное, что почти каждая из них давалась лишь по нескольку, а то и по одному разу в сезон, так как в противном случае театр не собирал достаточного количества зрителей.
    Сезон обыкновенно начинался в сентябре и длился до конца мая (почти как у нас сейчас) . Однако спектакли шли не каждый день, а два раза в неделю, и лишь в середине зимы, когда в Москву съезжалось большинство владельцев окрестных поместий, представления давались чаще. Тогда же наступала и пора маскарадов. Всего же годовой абонемент предусматривал 75 посещений, хотя случалось, что театр играл и сверх того.
  3. Большой театр — крупнейший театр оперы и балета России (находится в Москве) . Основан в 1776 князем П. Урусовым. Здание в его современном виде существует с 1825 (после пожара 1853 открыто вновь в 1856). Зрительный зал на 2155 мест. В Большом театре были поставлены первые русские оперы Соколовского, Пашкевича. С 1806 Большой театр в ведении Дирекции Московских императорских театров. Здесь осуществлены первые постановки на русской сцене опер «Роберт-Дьявол» Мейербера (1834), «Пират» Беллини (1837), «Ганс Гейлинг» Маршнера, «Почтальон из Лонжюмо» Адана (1839), «Фаворитка» Доницетти (1841), «Немая из Портичи» Обера (1849), «Травиата» Верди (1858), «Трубадур», «Риголетто» Верди (1859), «Фауст» Гуно (1866), «Миньон» Тома (1879), «Бал-маскарад» Верди (1880), «Зигфрид» Вагнера (1894), «Троянцы в Карфагене» Берлиоза (1899), «Летучий голландец» Вагнера (1902), «Дон Карлос» Верди (1917), «Сон в летнюю ночь» Бриттена (1964), «Замок герцога Синяя Борода» Бартока, «Испанский час» Равеля (1978), «Ифигения в Авлиде» Глюка (1983) и другие.
    В Большом театре прошли мировые премьеры опер Чайковского «Воевода» (1869), «Мазепа» (1884), «Черевички» (1887); опер Рахманинова «Алеко» (1893), «Франческа да Римини» и «Скупой рыцарь» (1906), Прокофьева «Игрок» (1974), ряда опер Кюи, Аренского и многих других. Среди солистов театра такие выдающиеся русские певцы, как Сандунова, Жемчугова, Е. Семнова, Хохлов, Корсов, Дейша-Сионицкая, Салина, Нежданова, Шаляпин, Собинов, Збруева, Алчевский, Е. Степанова, В. Петров, братья Пироговы, Катульская, Обухова, Держинская, Барсова, Л. Савранский, Озеров, Лемешев, Козловский, Рейзен, Максакова, Ханаев, М. Д. Михайлов, Шпиллер, А. П. Иванов, Кривченя, П. Лисициан, И. Петров, Огнивцев, Архипова, Анджапаридзе, Олейниченко, Мазурок, Ведерников, Эйзен, Е. Кибкало, Вишневская, Милашкина, Синявская, Касрашвили, Атлантов, Нестеренко, Образцова и другие.
    Из певцов более молодого поколения, выдвинувшихся в 80-90-х годах необходимо отметить И. Морозова, П. Глубокого, Калинину, Маторина, Шемчук, Раутио, Таращенко, Н. Терентьеву. В Большом театре работали крупные дирижры Альтани, Сук, Купер, Самосуд, Пазовский, Голованов, Мелик-Пашаев, Небольсин, Хайкин, Кондрашин, Светланов, Рождественский, Ростропович. Выступал здесь в качестве дирижра Рахманинов (1904-06). Среди лучших режиссров театра Барцал, Смолич, Баратов, Б. Мордвинов, Покровский. На сцене Большого театра проходили гастроли ведущих мировых оперных театров: Ла Скала (1964, 1974, 1989), Венской государственной оперы (1971), берлинской «Комише-опер» (1965).
    В 1995-2000 художественным руководителем театра был выдающийся русский танцовщик и балетмейстер В. Васильев, в 2000-2001 — Г. Рождественский, в 2001 художественным руководителем и главным дирижром назначен А. Ведерников. В конце 1995 осуществлена новая постановка «Хованщины» с участием Ростроповича и Покровского, состоялась премьера «Лючии ди Ламермур», в опере «Тоска» выступил лауреат премии Верди Ларин (1996), в 1997 режисср Питер Устинов поставил здесь «Любовь к трм апельсинам» Прокофьева.
  4. Первые шаги

    Историю театра принято вести с марта 1776 г. , когда губернский прокурор князь Птр Васильевич Урусов получил высочайшее соизволение императрицы Екатерины II содержать театральные всякого рода представления, а также концерты, воксалы и маскарады . Князь начал строительство театра, который по месту расположения на улице Петровка (на правом берегу Неглинки) был назван Петровским. Однако театр Урусова сгорел еще до его открытия, и князь передал дела своему компаньону, английскому предпринимателю Майклу (Михаилу) Медоксу. Именно Медокс построил Большой Петровский театр.

    Петровский театр Медокса простоял 25 лет 8 октября 1805 года здание сгорело. Новое здание было построено К. И. Росси на Арбатской площади. Однако и оно, будучи деревянным, сгорело в 1812 г. , во время нашествия Наполеона.

    В 1821 году началось строительство театра на изначальном месте по проекту О. Бове и ректора петербургской Академии А. Михайлова.

    В настоящий момент основное (историческое) здание театра закрыто на реставрацию. Спектакли и репетиции проходят в новом здании, находящимся рядом с основным.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *