Опишите кратко теорию познания Канта

Опишите кратко теорию познания Канта

  1. Теория познания Канта

    Чистый разум — теоретический разум
    Практический разум — моральное сознание
    На вопрос Что я могу знать, Кант отвечает своей теорией познания.
    Латинские термины Иммануила Канта:
    Априори — знание, полученное до опыта и не поверяемое из опытным путем
    Апостериори — знание, полученное из опыта

    В соответствии с теорией Канта существует 2 Мира:

    1) Феноменальный мир (мир вещей) — мир природной причинности, т. е. человек подчиняется законам природы
    2) Ноуменальный мир (мир умопостижения) — мир свободной причинности, т. е. человек при помощи интуиции и сверх чувственности включается в размышление о сущности жизни.

    Трансцензус — выход за рамки опыта, за мир ощущений.
    Трансцензус невозможен в мире вещей, но возможен в умопостижимом мире.

    В человеке существует 3 позновательные способности или 3 формы сознания:

    1) Чувствовать (способность к ощущениям)
    2) Рассудок (способность к понятиям и суждениям)
    3) Разум (способность к умозаключениям)

    В настоящем существуют и априорные элементы сознания.
    В человеческом сознании есть априорные формы чувственности рассудка и разума.
    Априорные формы чувственности:

    — пространство
    — время

    Пространство и время — это не характеристики материи, а наши внутренние психические характеристики. Наши ощущения изначально расположены в определенном психологическом пространстве. Смена ощущений и есть время.

    Изучая наше мышление, на уровне пространства и времени мы создаем математику.
    Изучая пространство мы создаем геометрию, изучая время мы создаем арифметику.

    Математика — наука о пространстве и времени.
    Априорными формами рассудка являются категории

    Благодаря соединению понятий и ощущений возникает научное знание (естествознание)
    Апостериорные суждения: некоторые лебеди — бывают черными, докажите нам это на опыте — опыт человек изменчив.

    Наука не может опираться на апостериорные суждения (некоторые лебеди черные) т. к. человеческий опыт изменчив и недостоверен.
    Априорные суждения: все люди смертные. Наука может опираться на априорные суждения (все люди смертные) т. к. они не зависят от недостоверного опыта.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *